Понемногу обо всем
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ
В наши дни мы все проводим много времени в интернете, в том числе дети и подростки. Каждый родитель хочет, чтобы дети чувствовали себя в безопасности, находясь в сети, ведь в интернете есть вещи, которых следует опасаться.
Опасны не только вирусы и хакеры, которые могут украсть личную информацию; помимо них существует кибербуллинг (травля), неприемлемый контент и онлайн-хищники, нацеленные на детей и подростков.
Детям и подросткам интернет необходим для выполнения школьных заданий, общения с учителями и другими учениками, выполнения интерактивных игр и других задач. Это прекрасное место для обучения и общения.
Но родители должны быть в курсе того, что их дети видят и слышат в Интернете, с кем общаются и что рассказывают о себе.
Дети и подростки используют интернет по-разному и для разных целей по мере взросления. Родители детей из каждой возрастной группы беспокоятся о разных вещах и хотят контролировать разные действия.
Однако есть набор общих рекомендаций, которые следует помнить родителям детей и подростков любого возраста:
- храните имена пользователей и пароли в безопасности;
- периодически меняйте пароли;
- не разглашайте личную информацию в интернете;
- будьте внимательны в социальных сетях;
- используйте надежное решение для кибербезопасности;
- проверяйте возрастные ограничения;
- объясните опасность передачи геоданных;
- создайте список правил использования интернета;
- используйте одинаковые правила при общении онлайн и лично;
- установите родительский контроль;
- используйте антивирусные программы;
- расскажите о существовании фальшивых рекламных объявлений;
- объясните детям об опасности личных встреч с незнакомцами;
- мониторинг истории поиска в интернете.
В дополнение к общим, существуют также возрастные рекомендации, которые следует учитывать при использовании интернета детьми.
2 – 4 года
- не допускайте самостоятельного времяпрепровождения в интернете;
- не допускайте никаких пугающих изображений, ни реальных, ни вымышленных;
- не позволяйте детям переходить по ссылкам;
- ограничьте время, проводимое за компьютером;
- прививайте базовые навыки работы с компьютером с помощью соответствующих возрасту игр и образовательных программ.
5 – 7 лет
- не допускайте самостоятельного времяпрепровождения в интернете или с телефоном;
- не допускайте никаких пугающих изображений, ни реальных, ни вымышленных;
- не позволяйте детям переходить по ссылкам;
- используйте удобные для детей поисковые системы с родительским контролем;
- настройте фильтры по возрасту;
- ограничьте время, проводимое в интернете;
- ограничьте детей списком любимых сайтов, который вы составите вместе;
- убедитесь, что подключенные к интернету устройства находятся в открытом доступе, где вы можете их наблюдать;
- заблокируйте использование средств обмена мгновенными сообщениями электронной почты, чатов, мобильного интернета, обмена текстовыми, графическими и видео сообщениями, а также доступ к доскам сообщений;
- научите детей никогда не разглашать личную информацию в интернете.
Ребенок должен усвоить мысль, что Интернет – это друг, и если правильно с ним «дружить», можно извлечь из этого очень много пользы. А правильно «дружить» с ним может научить только взрослый.
Не оставляйте своих детей один на один с виртуальным миром!
ЗАПУЩЕН ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РФ 2025"
Руководствуясь задачей укрепления взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в вопросах повышения качества повседневной жизни людей, а также выполнения социальных обязательств перед населением страны в полном объеме на перспективу 2025 года, обозначенных Президентом РФ В.В.Путиным на встрече с участниками СВО 1 января 2024 года, ОИА «Новости России» и редакция журнала «Экономическая политика России — 21 век» формируют на портале https://rosregioninform.ru/. Федеральную информационную базу достижений регионов России «Социальная политика РФ — 2025» https://rosregioninform.ru/soczialnaya-politika-rf-2025-federalnaya-informaczionnaya-baza-dostizhenij-regionov-rossii/.
Целью данного бесплатного информационного ресурса является демонстрация эффективных направлений деятельности региональных и муниципальных органов управления касательно повышения общественного доверия к власти в вопросах занятости и трудовых отношений, медицинской помощи, культурно-спортивного, образовательного потенциала и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Участники формирования Федеральной информационной базы достижений регионов России «Социальная политика РФ — 2025»: федеральные, региональные и муниципальные государственные органы управления, а также учреждения, организации и предприятия всех видов муниципальных образований с учетом добавлений Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район).
Актуальные материалы о позитивных достижениях государственных органов управления субъектов РФ и муниципальных образований, освещающие тенденции реализации федеральных программных мероприятий и проектов, будут размещаться в разделе https://rosregioninform.ru/category/novosti/, новости о перспективных направлениях развития системы образования субъектов РФ здесь https://rosregioninform.ru/category/obrazovanie/, о позитивном опыте в сфере здравоохранения тут https://rosregioninform.ru/category/zdrav/, о значимых культурно-спортивных событиях на странице https://rosregioninform.ru/category/kultura/, а информация о социальных программах поддержки населения регионов России в рубрике https://rosregioninform.ru/category/social/.
Формирование Федеральной информационной базы достижений регионов России «Социальная политика РФ — 2025» информационно содействует освещению позитивных перемен в субъектах РФ, направленных на повышение качества и уровня жизни граждан России, несмотря ни на какие внешние давления, выявлению лучших решений и практик, максимально учитывающих интересы, нужды и запросы населения страны.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ПРИБЫВАЮЩИХ С ТЕРРИТОРИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уважаемые родители!
В соответствии со статьями 5 и 78 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации (далее - ДОО) и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее - Федеральный закон № 4528-1), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (подпункт 11 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 4528-1).
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (статья 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ).
В Российской Федерации дошкольное образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования) (статья 17 Федерального закона № 273-ФЗ).
Правила приема в конкретную образовательную организацию устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, образовательной организацией самостоятельно (часть 9 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
Направление и прием в ДОО детей, прибывших с территорий ДНР и ЛНР (в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства), осуществляются по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка.
Заявление для направления в государственную или муниципальную образовательную организацию представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).
Заявление о приеме представляется в образовательную организацию на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).
В заявлении для направления и (или) приема родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка;
б) дата рождения ребенка;
в) реквизиты свидетельства о рождении ребенка;
г) адрес места жительства (места пребывания, места фактического проживания) ребенка;
д) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;
е) реквизиты документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка;
ж) реквизиты документа, подтверждающего установление опеки (при наличии);
з) адрес электронной почты, номер телефона (при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;
и) о выборе языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка;
к) о потребности в обучении ребенка по адаптированной образовательной программе дошкольного образования и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии);
л) о направленности дошкольной группы;
м) о необходимом режиме пребывания ребенка;
н) о желаемой дате приема на обучение.
Для направления и/или приема в образовательную организацию родители (законные представители) ребенка предъявляют документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) ребенка, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Для направления родители (законные представители) ребенка дополнительно предъявляют документ, подтверждающий наличие права на специальные меры поддержки (гарантии) отдельных категорий граждан и их семей (при необходимости), а также вправе предъявить свидетельство о рождении ребенка, выданное на территории Российской Федерации, и свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории по собственной инициативе. При отсутствии свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории родитель (законный представитель) ребенка предъявляет документ, содержащий сведения о месте пребывания, месте фактического проживания ребенка.
Родители (законные представители) ребенка, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ(-ы), удостоверяющий(е) личность ребенка и подтверждающий(е) законность представления прав ребенка, а также документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным переводом на русский язык (пункт 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. № 236 (далее - Порядок приема)). Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение установленной формы (статья 7 Федерального закона № 4528-1).
Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра (часть 3.1 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ).
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона № 273-ФЗ. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ; пункт 5 Порядка приема)
Прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест (пункт 7 Порядка приема).
При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (статья 9 Федерального закона № 124-ФЗ).
Если ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения образования, вам необходимо обратиться к руководителю образовательной организации либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением о прохождении вашим ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или отдельных образовательных организациях.
Кроме того, вы как родитель (законный представитель) ребенка имеете право:
- знакомиться с уставом образовательной организации и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования;
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
После зачисления в образовательную организацию ваш ребенок имеет право на:
- предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого- медико-педагогической коррекции;
- уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Кроме того, родители имеют право:
- защищать права и законные интересы несовершеннолетних детей; получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований воспитанников;
- принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность органов самоуправления (управляющего совета, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности.
Обращаем внимание, что привлечение дополнительных средств на нужды образовательной организации (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.) осуществляется органами самоуправления в составе представителей всех участников образовательных отношений (педагогических работников, родителей (законных представителей) ребенка, администрации образовательной организации) исключительно на добровольной основе.
В соответствии с пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом от 31 июля 2020 г. № 373, образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В образовательной организации могут быть организованы также:
- группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
- семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ И БЛИЗКИХ ОТ ФИНАНСОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА
Списание денег со счета без ведома владельца, кража паролей и ПИНкодов, легкий заработок в интернете и вклады под невероятные проценты, онлайн-казино — все это виды финансового мошенничества. Преступники будут спекулировать на ваших чувствах, обещать золотые горы, маскироваться под сотрудников банков или государственные организации, чтобы выманить деньги. Как распознать мошенника и что делать, если вас всетаки удалось обмануть?
Стать жертвой преступников может каждый, и неважно, использует он банковскую карту или предпочитает рассчитываться наличными. Мошенники умеют выманивать деньги онлайн, с помощью звонков и СМС, в социальных сетях и офисах. Как они это делают?
Мошенничество с банковскими картами
Чтобы использовать вашу карту в своих целях, мошенникам нужно узнать ее номер, имя владельца, срок действия, номер CVC или CVV. Они могут установить скиммер на банкомат (специальное устройство, которое накладывают на приемник карты в банкомате) и видеокамеру над клавиатурой.
Достаточно один раз воспользоваться таким банкоматом и не прикрыть рукой клавиатуру в момент набора ПИН-кода — и ваши деньги могут снять, перевести на несколько счетов и обналичить. Украсть данные вашей карты могут даже в кафе или магазине. Злоумышленником может оказаться продавец, который получит доступ к вашей карте хотя бы на пять секунд. Сфотографировав вашу карту, он сможет воспользоваться ей для расчетов в интернете.
Как не попасться:
- перед снятием денег в банкомате осмотрите его. На картоприемнике не должно быть посторонних предметов, клавиатура не должна шататься;
- набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Делайте это даже во время расчетов картой в кафе;
- подключите мобильный банк и СМС-уведомления;
- если совершаете покупки через интернет, никому не сообщайте секретный код для подтверждения операций, который приходит вам по СМС;
- старайтесь никогда не терять из виду вашу карту.
Кибермошенничество
Допустим, вы всегда снимаете деньги только в кассе банка, а картой и вовсе не рассчитываетесь. Вы чувствуете себя в безопасности. Вдруг вам приходит СМС или письмо якобы от банка со ссылкой, просьбой перезвонить по неизвестному номеру или с уведомлением о неожиданном крупном выигрыше. Или звонят от имени банка и просят сообщить личные данные, ПИН-код от карты или номер СМС-подтверждения. Или пишут в социальных сетях от имени родственников или друзей, которые внезапно попали в беду (угодили в полицию, сбила машина, украли сумку) и просят перевести энную сумму денег на неизвестный счет. В 99,9% случаев вы имеете дело с мошенниками. За ссылками, скорее всего, таятся вирусы, на другом конце провода — специалисты по обману, которые всеми правдами и неправдами хотят выманить необходимые им данные, а по ту сторону экрана — злоумышленники, которые играют на ваших желаниях, чувствах и заботе о близких.
Как не попасться:
- не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам. Даже если ссылка кажется надежной, а телефон верным, всегда сверяйте адреса с доменными именами официальных сайтов организаций, а номера проверяйте в официальных справочниках;
- если вам приходит СМС о зачислении средств (и сообщение похоже на привычное уведомление банка), а затем звонит якобы растяпа, который по ошибке зачислил вам деньги и просит вернуть, не спешите ничего возвращать. Такая ситуация больше похожа на мошенническую схему: скорее всего, деньги не приходили, СМС — не от вашего банка, а звонил вам злоумышленник. Проверьте состояние вашего счета, закажите выписку в онлайн-банке или позвоните в банк, прежде чем переводить кому-то деньги;
- если вам приходит уведомление «Подтвердите покупку» и код, а следом раздается звонок опять же от «рассеянного» человека, который говорит, что по ошибке указал ваш телефонный номер, и просит продиктовать ему код, ни в коем случае не делайте этого. Мошенники пытаются выманить у вас код, чтобы списать с вашего счета деньги или подписать вас на ненужный платный сервис;
- никому не сообщайте персональные данные, а уж тем более пароли и коды. Сотрудникам банка они не нужны, а мошенникам откроют доступ к вашим деньгам;
- не храните данные карт на компьютере или в смартфоне;
- проверяйте информацию. Если вам говорят, будто вы что-то выиграли или c вашей карты случайно списали деньги и нужно назвать свои данные, чтобы остановить операцию, закончите разговор и перезвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне вашей карты;
- если вам сообщают, что у родственников или друзей неприятности, постарайтесь связаться с ними напрямую;
- установите на компьютер антивирус — и себе, и родственникам;
- объясните пожилым родственникам и подросткам эти простые правила.
Мошеннические организации
Самая известная мошенническая организация в России — МММ. Она работала по принципу финансовой пирамиды: обещала огромные проценты по вкладам, гарантировала доходность и выплачивала средства за счет денег, внесенных другими вкладчиками. Верхушка этой пирамиды действительно могла заработать, а те, кто стоял на ступенях ниже, теряли свои деньги. Но сейчас ситуация изменилась, организаторы финансовых пирамид — просто мошенники, которые собирают с людей деньги и пропадают. Неважно, вверху вы пирамиды или внизу, на финансовых пирамидах заработать нельзя: если вы вложите деньги, вы непременно их потеряете.
Сейчас финансовые пирамиды начинают маскироваться подмикрофинансовые организации, работающие по принципу сетевого маркетинга, инвестиционные и управляющие предприятия, онлайн-казино. Они заявляют о высоких процентах по вкладам и отсутствии рисков, гарантируют доход (что запрещено на рынке ценных бумаг), обещают помощь людям с плохой кредитной историей. А еще просят внести деньги сразу (желательно наличными) и привести друга (иногда за какой-то бонус), чтобы масштабы пирамиды увеличивались и их (а не ваша) прибыль росла.
Как уберечься от обмана:
- финансовая организация должна иметь лицензию или быть в реестре Банка России. Сверьтесь со Справочником по кредитным организациям и Справочником участников финансового рынка;
- проверьте компанию в Едином государственном реестре юридических лиц ФНС России;
- запросите образцы договоров, копии документов. Если есть возможность, проконсультируйтесь с юристом.
О ДЕТСКОМ ВРАНЬЕ
Найти абсолютно правдивого дошкольника было бы довольно трудно. Почти каждый из них бывает с правдой не в ладах. Как бы не в ладах, потому что понятие правды ему пока что не известно, ведь отношение к правде как нравственному требованию вырабатывается в мучительном процессе, который длится от детских до зрелых лет. И рядом с понятием правды идёт понятие лжи как чего то запрещённого, некрасивого и нечестного. Дошкольник только в начале этого пути. И тут, как вначале любого процесса, мы можем наблюдать у детей большие индивидуальные различия.
У одних дело обстоит так, будто враньё – это их ежедневная потребность, и родители ищут помощи у специалистов. И поступают правильно, т. к. своевременное вмешательство может многое исправить и предупредить многие неприятности. Разумеется, под вмешательством не подразумевается физическое наказание, а умение понять ребёнка в его жизненной ситуации.
И тут не всегда можно говорить о вранье. Бывает, что подобное жёсткое слово совсем неуместно. Ребёнок силой своей фантазии лишь слегка приукрашивает или дорисовывает действительность. Иногда, так называемый вымысел он может подать с такой правдивостью и с таким увлечением, что нам хочется ему поверить. У человека иногда в жизни больше не будет столь живой и непосредственной фантазии как в дошкольные годы. Ведь это пора сказок.
Но такое враньё нас не раздражает. Скорее нас выводит из себя, когда ребёнок отпирается, придумывает отговорки, перекладывает вину на другого или совершает другие подобные прегрешения. Как же с ними поступать?
Прежде всего осознать, что перед вами растущая незрелая личность. Ребёнок легко попадает в положение, когда он поддаётся неожиданному желанию, даже если знает, что за его исполнением последует наказание. И когда потом действительно наступает расплата, то его первая реакция не сожаление о содеянном, а оборона – защита собственного « Я». И поскольку психологически он ещё не зрелый, то просто отпирается: «Это не я»! А то, что следует потом, в сущности мобилизация всех сил на службу защиты. Ребёнок продолжает отпираться и придумывает всё новые и новые объяснения лишь бы защитить себя. И для человека 3 – 6 лет уже не важно – правдой или неправдой.
Задача взрослого в таких обстоятельствах состоит в следующем:
1. Проследить, не переборщили ли Вы в требованиях не слишком ли вторглись в защищаемую зону?
2. Вы не станете одобрять отпирательства и оговорки, но просто дадите понять, что прекрасно понимаете, где правда, а где враньё. И никаких долгих дискуссий на эту тему. Достаточно того, что Вы оба знаете, как было на самом деле. И хватит! Потом Вы даёте понять маленькому «вруну», что своими выдумками он поставил себя ниже своего уровня, показал своё ребячество. Действительно, у него что-то «сорвалось», что-то не получилось, но ведь в обычных обстоятельствах он уже давно умеет всё делать как надо.
3. Наказанье за враньё само по себе малодейственно. Мы одновременно должны показать, что враньё совершенно излишне. Вы любите своего сына или дочь и даже тогда, когда ему или ей временно не повезёт. И не надо слишком осторожничать: если ребёнку удалось вести себя хорошо и сказать, к примеру, невыгодную для себя правду, признаем и оценим его поступок по достоинству. Правда ещё не стала для человека 6 лет чем –то само собой разумеющемся, она только должна стать для него такой. Поэтому её надо холить и усиливать как и любой другой полезный навык. Тут не действует ничто другое, кроме правильных принципов обучения, включая и Ваш собственный пример!
КУСАЮЩИЕСЯ ДЕТИ: ПОЧЕМУ ОНИ ДЕЛАЮТ ЭТО И КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ
Хотя кусаться не считается "неправильным" в том смысле, что один из десяти малышей до 2-х летнего возраста делает это, в целом это - тревожное и потенциально вредное поведение, которому родители и педагоги должны препятствовать с самого первого случая. Если ребенок кусается, не волнуйтесь и подумайте о причине, т.е. о том, что ребенок испытал как раз перед этим инцидентом. Понимание, почему маленькие дети кусаются, может помочь вам сдерживать это агрессивное поведение и научить ребенка положительным способам выражать свои чувства.
Маленькие дети могут укусить по различным причинам. Определение причины, по которой ребенок кусается в конкретном случае, поможет вам развить соответствующую технику поведения с ним и методы борьбы.
1. "Кусальщик-экспериментатор"
Младенец или маленький ребенок может попробовать укусить мать за грудь или за плечо. Когда это происходит, взрослые должны незамедлительно внятно и ясно объяснить ребёнку, что он не должен кусать людей. "Нет", сказанное резко, будет соответствующим ответом.
Эти "кусальщики-экспериментаторы" просто хотят потрогать, почувствовать запах и попробовать на вкус других людей, чтобы узнать больше об окружающем их мире. Их мышцы развиваются, и они должны экспериментировать. Предоставьте им разнообразные места для игр и красочные игрушки, чтобы стимулировать детей в течение этой стадии развития.
Такой тип кусающихся детей может также быть мотивирован зубной болью. Предложите соответствующие вещи для детей, которые можно пережевывать: замороженные рогалики, холодную большую морковку или специальное безопасное резиновое колечко, предназначенное для того, чтобы его грызть в период появления зубов.
2. "Расстроенный кусальщик"
Некоторые дети испытывают недостаток в необходимых навыках, позволяющих им справляться с ситуациями, такими как привлечение внимания взрослого или желание получить игрушку другого ребенка. Даже при том, что ребенок, возможно, не намеревался вредить другому человеку, взрослые должны реагировать на это с неодобрением. Сначала немедленно наказывайте. Затем объясните кусающемуся ребенку, что укусы причиняют боль другим людям, и не разрешайте так делать.
Вы можете помочь расстроенным кусающимся детям, обучая их соответствующим жестам как выражать свои чувства или получить то, в чем они нуждаются. Хвалите детей, когда они делают успехи в своих попытках. Кроме того, наблюдайте за признаками появления у ребенка плохого настроения. Выявление потенциального конфликта может помочь вам предотвратить плохой инцидент.
3. "Защищающийся кусальщик"
Некоторые дети, чувствуя, что они подвергнуты опасности, кусаются в целях самообороны. Они могут быть подавлены окружением, и их укус - это средство восстановления контроля ситуации. В этом случае, используйте уже упомянутые интервенционные методы, и уверяйте ребенка, что его права и имущество (игрушки, одежда) в безопасности.
Дети могут стать жертвами ситуации, такой как недавний развод родителей, смерть дедушки или бабушки, или такой, когда мама возвращается к работе после декретного отпуска. Кусающийся ребёнок, находясь под властью одной из этих ситуаций, может требовать дополнительного внимания и ласки, особенно если имеет место опасность физического насилия дома или по соседству. В любом случае, связь между ребенком и тем, кто о нем заботится, должна быть столь же теплой и располагать к себе насколько это возможно.
4. "Властные кусальщики"
Некоторые дети испытывают сильную потребность в независимости и в управлении. Как только они видят реакцию на их кусание, такое поведение усиливается. Дайте ребенку выбор в течение дня и укрепите положительное общественное поведение (например, выражаёте ему свою благодарность). Если ребенок добивается внимания, когда он не безобразничает, он не будет прибегать к агрессивному поведению, чтобы почувствовать ощущение личной власти.
Никогда не бейте и не кусайте ребенка в ответ! Подход должен быть спокойным и поучительным. Ребенок не должен получать никакой награды за то, что он не кусается и никакой "отрицательной награды" за то, что кусается.
Родители и воспитатели должны сотрудничать, чтобы препятствовать желанию детей кусаться. Если детям разрешают демонстрировать такое поведение дома, не будет никакого шанса на устранение этого поведения в каком - бы то ни было детском заведении, больнице. В этом случае не поможет ни одна программа для воспитания детей. Работая в команде, педагоги и родители могут определить возможные причины того, почему ребенок кусается, и среагировать соответственно. В отличие от детских воспитателей и учителей, которые, как правило, лучше знакомы со специальными методами воспитания, родители ребенка учатся воспитывать, основываясь на их собственном детском поведении и опыте воспитания их родителей.
Присмотритесь и сделайте некоторые выводы. Ребенок всегда кусает одного и того же человека? Может он просто устал, не в настроении или голоден?
Будьте готовы вмешаться немедленно, но осторожно. Обучение детей (соответствующими их возрасту способами) держать себя в руках поощряет развитие веры и чувства собственного достоинства. Мы можем отучить детей кусаться и научить их самоконтролю. Как для взрослых, так и для детей, ключ к росту и осознанию - это понимание.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИХ СЕМЕЙ
Проблема «ребенок-инвалид» носит комплексный и многоплановый характер. С одной стороны, семья ребенка-инвалида – это комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования ребенка. С другой – сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, но и в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, забот и интересов. Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит расти и жить, и общество должно подходить к решению проблемы «инвалид-личность» не с позиции жалости к некоему явлению вне самого общества, а с позиции содружества, соучастия, содействия, сотворчества.
Среди основных проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида следует отметить психологические проблемы. Эти проблемы, прежде всего, связаны с переживаниями всех членов семьи в связи с заболеванием ребёнка и тревогой за его судьбу; непонимание со стороны собственной семьи; напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных бытовых проблем; уходом одного из родителей из семьи; неприятие отдельными родителями детей инвалидов.
Еще одной проблемой детей инвалидов и их семей являются проблемы медицинского характера. Эти проблемы связанны с участием в программе медицинской реабилитации. Это получение информации о заболевании ребёнка, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребёнка, его возможная госпитализация, получение путевок в санаторий и т.д. Проблемой является отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации.
Проблема социально-бытовой адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. Эта проблема заключается в трудностях, связанных с осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных моторных функций, а также приобретение высококачественных технических средств.
Экономические проблемы, поскольку, в семьях, имеющих ребёнка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием большого количества матерей детей-инвалидов в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы; оформлением отпуска без сохранения содержания для лечения и оздоровления ребенка; затратами на приобретение дефицитных медикаментов, вспомогательных технических средств и специального оборудования, оплату консультантов, медицинских сестер, массажистов, выезд с ребёнком на курорт и т.д.
Проблема образования больного ребёнка заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребёнка к школе и сложностях в его обучении, особенно при обучении на дому. Проблемы иного порядка связаны с региональными условиями, с наличием или отсутствием специализированных школ, реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, имеющих ребенка-инвалида. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети с ограниченными возможностями часто вынуждены получать образование в специальных школах-интернатах. Закрытость данных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка и на его готовности к самостоятельной жизни.
Социально-профессиональные проблемы семьи – это всевозможные трудности для родителей ребёнка-инвалида: повышение своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода за ребёнком-инвалидом; смена характера работы родителей с учётом интересов ребёнка; формирование уклада жизни семьи, подчинённого интересам ребёнка; трудности с проведением досуга ребёнка.
Не менее важной является проблема, связанная с формированием негативного общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.). Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, у детей формируются качество, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.
Также не менее важной проблемой является отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченной возможностью).
Таким образом, основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно и нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке общества.