Лыжная подготовка

Инструктор по физической культуре Буга Никита Михайлович.
Инструктор по физической культуре
Буга Никита Михайлович

Лыжная подготовка - одна из немногих занятий, которая включает в себя все виды двигательной активности, способствует закаливанию организма, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитию координации, равновесия. Естественные силы природы усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий на улице в зимнее время у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем, что способствует физическому развитию детей.

Для любого детского сада доступно обучение детей передвижению на лыжах, так как оно не требует создания особых условий, но в то же время является прекрасным средством физического развития ребенка.В МБДОУ "ЦРР - детский сад № 57" обучение ходьбе на лыжах начинается с детьми дошкольного возраста 5-7 лет.

Основными методами обучения ходьбе на лыжах являются следующие:

  • наглядный (показ физических упражнений, использование слуховых и зрительных ориентиров – флажки, конусы, разметка, показ презентаций);
  • словесный (описание движений, объяснение, рассказ, беседы, команды);
  • практический (повторение движений детьми, применение элементов соревнование, прохождение дистанций).

Занятия по лыжной подготовке проводятся на прогулочной площадке или лыжне 1 – 2 раза в неделю с подгруппой детей 8-10 человек. Продолжительность занятий на улице в зимний период соответствует программным рекомендациям и нормам СанПиН.

Для проведения занятий подготавливается площадка или лыжня, горка, инвентарь. Если требуется, то на площадке делается разметка окрашенной водой на снегу. В МБДОУ "ЦРР - д/с № 57" имеются комплекты лыж на каждого ребенка. Лыжи проверяются на целостность крепления и раскладываются парами.

В методике обучения детей необходимо особое внимание уделить отработке основных движений. Повторяемость движений формирует двигательный стереотип, создается уверенность в своих силах, а это в свою очередь способствует преодолению страха.

Можно выделить следующие основные движения:

  • “Стойка лыжника” – голова незначительно опущена вниз, туловище наклонено вперед, мышцы спины расслаблены, плечи опущены, ноги слегка согнуты в коленях. Дети выполняют стойку лыжника из основного положения, стоя на месте, а также с попеременными движениями руками вперед-назад.
  • «Приставной шаг» - передвижение на лыжах приставным шагом. Дети поворачиваются боком по ходу движения и отрабатывают данное упражнение, что является подводящим упражнением для подъема в гору «лесенкой». Дети двигаются по команде в одном направлении, потом в обратном. Это же упражнение можно отработать и при разминке.
  • “Повороты на лыжах” – выполняются на месте и в движении. Различаются повороты с переступанием вокруг задника и носков лыж. Это упражнение развивает чувство равновесия и ориентировку в пространстве. Инструктор по физической культуре показывает и объясняет технику поворота. Повороты отрабатываются вначале на площадке, после чего дети отрабатывают их на лыжне или на снегу.

Каждое упражнение проводится в игровой форме, так как это основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Игровые моменты вовлекают детей в работу, нагляднее показывают технику движение.

  • “Скользящий шаг” - прорабатываем вначале на месте. Дети, стоя в стойке лыжника, выставляют вперед по очереди правую или левую ногу скользящим движением. Это упражнение мы назвали «Туда-сюда». Обязательно добавляем обучение перекрестной работе рук при скользящем шаге. После этого дети выходят на круг, чтобы закрепить движение без палок. Для имитации наличия палок, детям в руки даются кегли. Это дает возможность почувствовать наличие палок в руках, но не мешают им передвигаться, так как сами палки затрудняют движение.

При ходьбе с палками дети допускают очень много ошибок, от которых сложно избавиться. Инстинктивно дети расставляют палки очень широко в стороны, не отталкиваются ими, а просто ставят на землю. Важно обратить внимание детей на эти ошибки с самого начала обучения. Мы отрабатываем движения палок стоя на месте, а потом в движении. Для устранения ошибки расставлять палки широко, дети проходят дистанцию по ограниченной дорожке по бокам. Дорожку можно ограничить как конусами, так и нарисовать на площадке границы, за которые нельзя выставлять палки. Так дети наглядно понимают, в чем их ошибка.

  • “Бесшажный ход” - скольжение на двух лыжах, с одновременным отталкиванием двумя палками, лыжи в ходьбе не участвуют. Этот вид ходьбы мы используем для обучения работе палками.
  • “Попеременный двухшажный ход” – цикл движений состоит из двух скользящих шагов (левой и правой ногой) и двух попеременных отталкиваний палками (правой и левой рукой) – одно отталкивание палкой на каждый шаг.

Дети выполняют разминочный круг попеременным двухшажным ходом.

Представление о движении у ребенка должно сложиться правильное изначально, поэтому каждое движение проговаривается инструктором и показывается. Делается упор на значительные детали, влияющие на технику выполнения движения. Дети проходят 1-2 круга

  • “Умение встать после падения”:

Каждый ребенок пытается встать в тот момент, когда ноги и лыжи скрещены. Необходимо учить детей после падения ложиться на бок, расправлять ноги, ставить лыжи параллельно, после чего надо встать с помощью рук или палок.

  • “Подъем и спуск с горы” - начинается с небольших препятствий. Обучение детей подъему в гору «лесенкой» является наиболее понимаемым и осваиваемым способом детьми дошкольного возраста. Для начала детям надо понять, как переносить тяжесть тела, как удержаться. Обучение начинаем на площадке, где из снега делается небольшое возвышение. Отработав приставной шаг на плоской площадке, дети переходят на возвышение. И только после освоения маленького возвышения переходят на горку. Лыжи ставятся поперек горки горизонтально на ребро. Движение вверх начинается с ноги, которая стоит выше, после чего приставляется нижняя лыжа, туловище вертикально. Самая частая ошибка в этом упражнении – постановка лыжи не горизонтально, а под углом вверх носком лыжи, что не дает ребенку закрепиться на горке. Не всем детям, в итоге, дается освоение подъема в большую горку, страх преодолевают немногие.

Спуск с горы также сложен в усвоении, так как это тоже является преодолением страха. Дети боятся наклониться вперед, инстинкт их заставляет выпрямиться, из-за чего дети падают назад, чаще садятся. Для спуска мы разучиваем среднюю стойку, тело наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях. При обучении спуска с горы очень важно ограничить место, куда спускаются дети, чтобы не было столкновений с другими детьми.

4. Лыжные эстафеты:

В конце основной части занятия дети проходят дистанцию на лыжне с элементами, изученными на занятиях, соревнуются в эстафетах, играют в игры для закрепления разученного навыка.

Интенсивность нагрузки и сложность выполнения движения увеличивается с каждым занятием. Если на первых занятиях делается больший упор на показ и проработку каждого движения, то на последующих дети выполняют заданное движение только по словесной команде, выработав стереотип движения. На этом этапе уделяется больше времени закреплению движения и исправлению ошибок.

Программа занятий

  • Приветствие
  • Разминка
  • Отработка основных движений
  • Лыжные эстафеты
  • Уборка инвентаря
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie